
Источник: "Аргументы и факты"
На фото: Екатерина Апонина / АиФ-Крым
Единственный в Европе парк львов «Тайган» в Белогорском районе Крыма под угрозой закрытия. Виной тому руководство зоопарка называет сложности с доставкой корма для хищников и бюрократические проволочки.
Зимой хищники живут в вольерах сафари-парка, но выходят на улицу, как только пригревает солнце. Директор и создатель парка «Тайган» Олег Зубков заходит в вольер, на ходу приговаривая: «Кисули мои». Тут же с приветственным рыком к нему подходит Лорд — один из старейших львов парка, ему уже 23 года. Олег обнимает его за шею, теребит по загривку. Мощный Лорд трётся об него, как домашний кот.

Дело в том, что раньше мясо для корма животных в «Тайган» доставлялось с Украины. Прежние поставщики по-прежнему готовы работать с Зубковым, но ни один перевозчик не берётся доставить груз: нужно получить множество разрешительных документов, отстоять очередь на таможне, пройти досмотр на въезде в Крым — всё это большие затраты и времени, и денег.
В Крыму Олега Зубкова называют «человеком-львом». Он создал здесь два зоопарка — «Сказку» в Ялте и «Тайган» в Белогорске. Парк львов «Тайган» — явление уникальное даже в масштабах Европы. Это настоящий сафари-парк, где львы свободно бродят по территории. Поэтому переезд рассматривают как некую условную экстренную меру — если не удастся решить все проблемы со снабжением. Терять же в случае переезда есть что. «Тайган» занимает территорию 32 га — это больше, чем знаменитый Лоро-парк на Тенерифе с его 13,5 га или Московский зоопарк (21 га), и чуть меньше Берлинского (35 га). По словам Зубкова, каждый год в «Тайган» приезжают сотни тысяч человек, а в коллекции парка — больше 3,5 тысячи животных и птиц.
Потребность в мясе у парка львов «Тайган» — 550 кг в сутки. При таких ценах около 100 тысяч рублей в день уходило бы только на мясо (а ведь нужно ещё 2,5 тонны рыбы, овощей, сена и т. д.). И это без учёта транспортировки, которая делает продукт и вовсе золотым. Российские поставщики — из ближайшего Краснодарского края, например — присылают Олегу свои предложения: «Мы готовы полностью обеспечить ваших животных кормом». Только стоит их продукция в 5–6 раз дороже.
— То, что будут проблемы на границе с Украиной, было ясно. Но что возникнут такие проблемы при въезде с материковой части России, когда машины на переправе стоят по 7 суток, любой груз проходит фитосанитарный контроль, проводятся досмотры, стоят отряды самообороны — этого я не мог предположить, — говорит Зубков.
Олег Зубков пока видит только один выход — выживать за счёт внутренних ресурсов полуострова:
— На днях я разослал почти 100 писем фермерским хозяйствам Крыма.
Однако хозяйств, выращивающих мясные породы коров, свиней и т. д., в Крыму мало — крупнейшие мясокомбинаты Крыма работали преимущественно на украинском сырье.

Пока львы и другие питомцы сафари-парка постоянного недостатка в еде не ощущают. 30 декабря у самки жирафа Леди родилась дочка — маленький жираф похож на игрушечный подъёмный кран. А 26 декабря из Европы сюда приехали пумы, ягуары, мини-зебу, альпаки, кенгуру. По словам Зубкова, доставить животных было невероятно сложно: как только становилось известно, что они едут в Крым, прежние владельцы отказывались их отдавать. Разрешительные документы были выданы ещё Украиной — пришлось хитрить, играть на том, что официально Европа считает Крым украинским.
Спасает пока и то, что у «Тайгана» есть и своя небольшая ферма. Во время разговора с Зубковым в его кабинет заходит один из сотрудников парка (в «Тайгане» работает всего 25 человек). Олег отдаёт распоряжение забить на ферме лошадь. Сегодня у львов на обед конина.
— Но наши запасы быстро закончатся, — говорит Олег. — Не знаю, что мы будем делать — стерилизовать животных, чтобы они не размножались, распродавать коллекцию?
— Я не ждал раньше и сейчас не ищу финансовой помощи у государства. Всё, что мне нужно, — административная поддержка, — говорит Зубков.
До местных чиновников, по словам Зубкова, «не достучаться». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Крым на вопрос, планируют ли власти республики принять участие в судьбе уникального парка, мне ответили, что парк «Тайган» находится в частной собственности, поэтому ответственность за содержание животных несёт непосредственно владелец.

«Товарищи, потерпите»
Сейчас на столе у Зубкова лежат не исполненные им контракты: Москва, Пенза, Ижевск, Сургут, Челябинск хотят купить у крымского зоопарка тигров, мини-зебу, павлинов и других зверей и птиц (когда у живущих в «Тайгане» животных рождаются и подрастают детёныши, часть из них остаются в парке, а часть уезжают в другие зоопарки). Однако местные чиновники не позволяют вывезти животных из Крыма — требуются всё новые и новые документы:
— С сентября мы не можем получить ветеринарные свидетельства.
Собственно, это проблема, на которую жалуются и многие другие крымские предприниматели из разных сфер бизнеса: незнание российского законодательства и страх сделать что-то не так буквально парализуют работу разрешающих и контролирующих организаций. Я с детства мечтал жить в лесу, приручать диких зверей — и получил даже больше, чем хотел. Но мог бы сделать ещё больше.
Глава сафари-парка, рассказывая о своих питомцах, смеётся: «Я знаю язык животных». Посетители, похоже, готовы в это поверить после того, как видят — он спокойно гуляет среди львов, целует их. Правда, несмотря на всё понимание, уговорить львов «есть поменьше» всё равно невозможно.
P. S. Когда статья уже была написана, Олег Зубков сообщил, что в «Тайгане» родились медвежата: «Что бы ни происходило, а жизнь продолжается».
Комментариев нет:
Отправить комментарий